Консультация учителя-логопеда


Развиваем речь и мыслительные процессы с использованием игр и упражнений на совершенствование грамматического строя речи
Преодолеть границы непосредственного чувственного познания человеку позволил переход к мышлению. Именно мышление представляет собой более высокий и качественно новый уровень познания - рационального. С помощью мышления человек переходит от непосредственного отражения предметов или явлений действительности к ее опосредствованному отражению.
В качестве средств используются знаки, прежде всего речь. Мышление не дано человеку от рождения. Оно формируется вместе с развитием его деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных. Речь включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.
Представлены игры и упражнения, направленные на развитие этой тесной взаимосвязи.
Игра Фрукты (показываем фрукты на картинках): Назови каждый предмет. Как можно назвать, одним словом, все эти предметы? Почему? Где растут фрукты? (В саду.) Кто их выращивает? Как? Что делают из фруктов? Как? Какими приборами, приспособлениями? Назови фрукты овальной формы. Назови фрукты круглой формы. Назови жёлтые фрукты. Назови оранжевые фрукты. Какие фрукты сладкие? Какие кислые? Посмотри на картинку и помоги найти овощи и фрукты. Где должны расти овощи? Расскажи, какие фрукты и овощи нужно взять, чтобы сварить борщ и компот. Как ты будешь варить? Что тебе для этого нужно? Таким же образом работаем с другими группами предметов и явлений.
Игра «2,5,7» Можно предложить ребенку пересчитать до пяти каждый из предметов: пень, яйцо, сын, дочь, куст, ведро, день, полотенце, блюдце, кольцо, палец, платье. Сначала считайте вместе. Затем попросите назвать предметы с числами 2 и 5, например; «Одно блюдце». Ребенок продолжает: «Два блюдца, пять блюдец» и т.д. Таким образом, заучивая правильные формообразования, вы одновременно повторяете согласование существительного с числительным. Такие сложные упражнения делайте в несколько приемов. Обратите внимание ребенка на то, что количество предметов одинаковое, а говорим о них по-разному (один огурец, одна морковка, одно яблоко). Рассмотрите петуха, изображенного на рисунке. «Про что у петуха можно сказать одна?» (Одна голова, одна бородка.). «А про что можно сказать два?» (Два крыла, два глаза). «Про что можно сказать один?» (Один хвост, один клюв.) «А чего у петуха много?» (Перьев) Отвечая на вопрос «Сколько?», нужно пересчитать предметы и попросить обязательно их назвать. Обратите внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числами 2 и 5. Чтобы еще раз в этом убедиться, нужно пересчитать предметы, изображенные на различных рисунках, в квартире и на улице. Этот материал труден для усвоения, поэтому измененные слова нужно неоднократно повторять и даже заучивать.
Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» Рассмотрите с ребенком игрушки. Выясните, все ли предметы ему знакомы. Затем поиграйте в такую игру: «Я буду называть, что тут нарисовано, а ты говори мне, какого цвета этот предмет». Н-р, взрослый говорит: «Шар». Ребенок отвечает: «Синий». Взрослый говорит: «Ваза». Ребенок отвечает: «Синяя» — и т. д. Обратите внимание на то, как ребенок согласует название предмета с названием цвета. Если он ошибается, нужно обязательно его поправить. Поиграв с предметами синего цвета, говорим: «А теперь у все красное», и игра продолжается по предложенному образцу. Можно попросить ребенка найти, например, красные предметы в комнате, в одежде окружающих. Называть цвета нужно в сочетании с названием предмета: красный фартук, красная кофта и т. д. Прилагательное всегда стоит перед существительным.
Помните, что задача родителей – подготовить мышление ребенка к обучению. То, что ребенок хорошо читает и считает, еще не гарантия того, что он будет хорошо учиться. А хорошее логическое мышление обеспечивает быстрое и качественное усвоение программного материала. Подготовила: учитель-логопед Лукасевич Е..В