Консультация учителя-логопеда


Влияние рисования на развитие связной речи.
Рисование дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой моторики рук. Расширение познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребёнка.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребёнка, даёт ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Значение рисования велико и многогранно. Рисование не только развивает у детей мелкую моторику и формирует пространственные представления, она позволяет решать специальные задачи по развитию речи детей (обогащая словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появления связной речи). Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движений рук. Одним из способов развития моторики рук, а значит и речи, является рисование. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно – двигательные упражнения. В процессе рисования, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления, подготавливается появление связной речи.
При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую мыслительную деятельность. Выразительность в рисунке создается при помощи звучных слов, передающих характер образа игрушки, дерева, животного и пр. Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика. Умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно – временных и предложно – падежных конструкций. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовности к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. Понятие готовности к овладению чтением и письмом не исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребёнка, а включает также созревание некоторых неречевых функций (в частности, зрительно – пространственных представлений). От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает влияние на развитие речи. В развитии понимания речи в изобразительной деятельности является усвоение назывательной функции слова: всё, что находится вокруг ребёнка, всё, что он делает и как делает, получает названия.
Влияние рисования на развитие речи:
- способствуют формированию ориентации в схеме собственного тела и вербализации пространственных отношений;
- формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
- позволяет обогатить и активизировать словарный запас;
- сформирует определённые грамматические категории языка, способствует развитию связной речи;
- позволит преодолеть стойкие аграмматизмы в речи;
- разовьёт общую и мелкую моторику;
- позволит оптимизировать развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
- совершенствует темпо-ритмическую, ритмико-методическую сторону речи;
- создаст основу для успешного овладения учебной деятельностью: счётом, чтением, письмом, уменьшит вероятность нарушений чтения и письма;
- позволит преодолеть нарушение развития оптико-пространственного гнозиса.
Таким образом, рисование улучшает у детей моторику, развиваются речевая, сенсорная и познавательная функции.