Как влияет на формирование цветовосприятия и цветоразличения на речь у детей

25 сентября 2024 г.
Как влияет на формирование цветовосприятия и цветоразличения на речь у детей.
Как влияет на формирование цветовосприятия и цветоразличения на речь у детей.

«Как влияет на формирование цветовосприятия и цветоразличения на речь у детей»
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.
Таким образом, путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного восприятия окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим. При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов.
Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию речи, зрительного и слухового внимания. Для формирования цветовосприятия и цветоразличения у детей можно использовать следующие игры:
Игра «Цветные чашечки и блюдца» Для игры потребуется детская посуда либо аппликации кружек и тарелочек (можно вырезать из цветного картона). Даем ребенку кружку, обозначая при этом цвет, и просим подобрать такую же тарелочку. Либо даем тарелочку и просим подобрать кружечку к ней. Например: «Маша, найди, пожалуйста, для вот этой красной кружки такую же красную тарелочку». Можно немного изменить инструкцию: «Маше, подбери к этой желтой кружке красную тарелочку».
Игра «Цветные домики» Кубики цветные. Строим из кубиков несколько домиков разных цветов.
Игра «Веселые бусины» Вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета. Нарисованная картинка готовых бус. Предоставляем ребенку шаблон готовых бус и просим собрать кружочки в такой же последовательности. Можно сделать свою аппликацию. Ребенок может сразу приклеить все бусины.
Игра «Цветной паровозик» Конструктор и маленькие фигурки зверей. Строим из конструктора паровоз. Каждый вагон определенного цвета. Взрослый предлагает ребенку посадить лошадку в синий вагон, а уточку в красный.
Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «красногрудые снегири», «серый волк», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «пожелтеть», «позеленеть» и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих пер

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie